22 апреля – ИА SM.News. В апреле 2020 года представители федерального Рособрнадзора заявляли, что примерно треть учащихся школ страны «не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам». Спустя три месяца в свет вышел проект «500+», получивший название по аналогии с 1000-балльной шкалой, принятой в международных сопоставительных исследованиях качества образования. Средняя оценка «500» означает довольно высокий уровень системы обучения школьников по читательской, естественно-научной и математической грамотности, Россия явно не соответствовала необходимым критериям, расположившись на непочётном для своего статуса 42-м месте. Впрочем, громкий слоган федерального проекта «Важен каждый ученик» не должен никого вводить в заблуждение. Ведь речь вовсе не идёт о том, чтобы условного школьника из небольшого населённого пункта где-то в российской глубинке учить по методике преподавания в элитном лицее в мегаполисе, для чего потребовалось бы поставить на поток выпуск педагогов высшей категории, да ещё и платить им соответствующую зарплату. По задумке инициаторов «500+», решение проблемы плохой успеваемости кроется в малом количестве управленческих кадров, недостаточной компетентности педагогов по отдельным предметам и отсутствии в образовательном процессе такого направления как проектная, исследовательская, творческая деятельность. Со всем остальным у нас, мол, полный порядок. И зарплаты педагогов адекватны их загруженности и важности профессии. И бюрократической отчётности, занимающей до половины светового дня, минимум. И отношение к учителям со стороны школьников и их родителей уважительное настолько, что никто не позволяет себе вмешиваться в обучение подростков. Прямо-таки идиллия…

Раз есть проект, значит должны были появиться и первые «подопытные» — то есть школы, которые на себе испытают все прелести нововведений. В Карачаево-Черкесии таких учреждений образования по результатам проведённых в 2020 году проверочных работ набралось около двух десятков. Похоже, что региональный центр оценки качества знаний определял их по принципу — чтобы никого не обидеть. От каждого муниципалитета республики в список вошло примерно равное количество. В итоге что от региональной столицы с её довольно квалифицированными специалистами, что от ряда районов, испытывающих проблемы с нехваткой педагогов (не говоря даже о качестве обучения по предметам), в проект засунули (иного слова не подберёшь) по 1-2 учреждения образования. Так, от Черкесска в нём оказались 2-я и 8-я городские школы. Спросите: почему именно они? Ну, здесь можно разве что ответить словами Волка из басни Ивана Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…». В нашем случае: надо было хоть кого-то назначить испытуемыми – на том и порешили. Я специально поинтересовался у родителей учащихся этих образовательных учреждений, изучил статистику успеваемости воспитанников школ, результаты конкурсов, предметных олимпиад, в том числе регионального и федерального уровней. Ни один из показателей не давал экспертам от Рособрнадзора повода отправить эти две школы города в список отстающих. Думается, по тому же принципу в него попали и некоторые другие образовательные организации Карачаево-Черкесии. Но не все, разумеется. Потому как профессионально подготовленных специалистов педагогического профиля в республике действительно не хватает. Однако при искусственно составляемой статистике иначе и не будет.

Итак, в каждом муниципалитете определили подопытных, назначили им кураторов из числа руководителей образовательных учреждений своего района или города. Те, в свою очередь, контролировали ход «исправительных работ», обеспечивали экспертную и консультативную поддержку педагогов. Руководители отстающих школ зарегистрировались на федеральном образовательном портале, куда через личный кабинет вносили информацию «о положительных изменениях» по нескольким рисковым профилям. Проект «500+» предполагал избавить участников эксперимента от низкой учебной мотивации школьников, недостаточного преодоления языковых и культурных барьеров, некомпетентности педагогических кадров. Пожалуй, маленьким плюсом можно считать разве что некоторое обновление учительского состава за счёт молодых и перспективных специалистов, которые получили возможность развиваться на практике, чего в иных условиях, не исключено, пришлось бы ждать ещё долго. Мастеровитых, но пожилых педагогов отправили на покой, набрали новых «с горящими глазами». Но будет ли у новичков мотивация на должном уровне после пополнения зарплатной карты, а также свалившейся непомерно огромной и порой бессмысленной отчётности – большой вопрос.

В начале апреля в Карачаево-Черкесии прошёл педагогический форум с участием руководства регионального министерства образования, на котором были приведены некоторые цифры. Так, по данным исследовательской группы, система организации воспитания обучающихся составила всего 14 процентов, обеспечение профессионального развития педагогических работников лишь на 1 процент выше. В целом результаты низкие, и только по двум пунктам выше 50% – по качеству дошкольного образования и работе с неуспевающими школами в неблагоприятных социальных условиях. И всё же, по мнению некоторых присутствовавших на заседании экспертов, федеральный проект позволил улучшить показатели успеваемости. В нынешнем году в «500+» пока участвуют 9 школ, общее число образовательных организаций Карачаево-Черкесии, воспользовавшихся возможностями повышения уровня знаний, составляет почти три десятка. Однако у в целом неоднозначного проекта есть одно огромное достижение: «500+» позволил создать в сельской местности «Точки роста», их новейшие технологии непременно помогут талантливым детям проявить свои лучшие качества. Потянутся ли за ними остальные воспитанники школ – покажет время. Правда, при нынешнем реальном отношении чиновников к труду педагогических работников ждать какого-то существенного прорыва от системы образования в регионе (думается, в целом по России – тоже) вряд ли стоит.