30 ноября – ИА SM.News. К работе персонала нового онкологического диспансера на первых порах было скептическое отношение: «Разве можно на периферии создать центр, где будут успешно спасать пациентов от тяжких недугов?» Оказалось, что при умелом подходе, правильном выборе оборудования и персонала возможно всё.
Заместитель главного врача по медицинской части Бела Салпагарова работает в республиканском онкологическом диспансере около 20 лет. Она хорошо помнит прежние времена – в стареньком здании, с нескрываемой гордостью делится впечатлениями от возможностей, которые предоставлены врачам и их подопечным в открывшемся в начале 2019 года учреждении.
— Каким был онкологический диспансер, располагавшийся в южной части Черкесска? И что из себя представляет нынешний, построенный в северном микрорайоне?
— Прежнее здание было приспособлено исключительно под центр. Квадратура маленькая: скромные палаты, не было санузлов, элементарных удобств для больных. Находясь в стационаре, больной всегда хочет иметь те же условия, к которым он привык дома. Когда мы переехали в новое учреждение, были поражены тем, что тут до мелочей всё предусмотрено. У нас в каждой палате есть отдельный санузел, холодильник, кондиционер. Палаты небольшие, но очень комфортные. Благодаря этому и ощущения совершенно другие. Люди приходят на лечение и спокойно здесь остаются, проходят все свои курсы, не задумываясь о скорейшем отъезде. У нас всё приближено к домашним условиям.
— Это учреждение было построено по федеральной программе. Что в неё входило?
— Учреждение возвели по всем правилам санитарных норм. Оно оснащено всем оборудованием в соответствии с онкологическими требованиями и приказами. У нас даже открылись новые направления. Вообще онкологическая служба имеет несколько разделов. В нашем случае не хватало лучевой терапии. Это метод, который присутствует в стандарте лечения онкологических заболеваний. Для нашей республики это был прорыв. И пациентам теперь не приходится уезжать за пределы Карачаево-Черкесии. Они могут получить дома все виды лечения. Поэтому считаю, что это очень большое достижение. Глава республики Рашид Темрезов лично курировал стройку, постоянно выезжал к нам, внёс большой вклад в нынешний статус учреждения. Поэтому мы, коллектив, очень довольны. Мы переехали в это прекрасное здание. И это даёт стимул работать дальше, развиваться, лечить людей. Совершенно нереальные ощущения, когда ты приезжаешь в учреждение, где у тебя всё есть. Ты как врач можешь использовать медикаменты, расходные материалы, которые для твоей работы нужны. Это важно и больному, и доктору. Ты ощущаешь себя где-то в другом центре в каком-нибудь большом городе. Вы знаете, мне очень приятно, когда приезжающие к нам коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга, из ряда центральных вузов при виде нашего учреждения в какой-то момент пребывают в шоковом состоянии. Мы же для них периферия. Но они приезжают и видят такие условия. Я интересуюсь: где диспансеры лучше? Говорят: у вас очень хороший диспансер и оборудование, которое нужно. Они проводят здесь мастер-классы, и мы можем обеспечить их всем необходимым. Я работаю 18 лет. Естественно видела всё. Был дефицит, мы не могли провести элементарные методы обследования. А тут есть всё в соответствии с нашими стандартами. Очень много иногородних больных приезжают к нам, потому что тут доступно и удобно. Мы наладили работу, у нас нет очередей на госпитализацию. Больные не ждут подолгу. Мы посмотрели на комиссии, обсудили все вопросы. И в тот же день или на следующий госпитализируем пациента. Они своевременно получают всю необходимую помощь. Да, совсем без проблем не обходится. Но мы их оперативно устраняем. Думаю, если будем и дальше работать в таком же ритме, всё будет замечательно. Тем более, что к нашей службе хорошее отношение со стороны Минздрава, регионального правительства. Раньше я не видела ничего подобного. Поэтому и переезжать отсюда никому никуда не хочется. Наоборот, специалисты из других регионов трудоустраиваются у нас. Думаю, если бы у нас было плохо, они не приезжали сюда сами, оставляя дома семьи, привычное место жизни.
— В онкологическом диспансере есть несколько направлений лечения больных. Расскажите о том, какие виды услуг оказывает учреждение?
— Медикаментозная терапия. У нас есть два отделения – дневной стационар и круглосуточная химиотерапия. Гематология считается локомотивом инновационной медицины. Все новые иммунопрепараты, химиопрепараты открываются в гематологии. Сейчас у нас есть возможность оказывать таргетную и иммунную терапию. Хирургическое отделение: оказываем плановую анестезиологическую помощь хирургического, урологического и гинекологического профиля. И лучевая терапия – то есть облучение пациентов. Есть два типа – дистанционное облучение и контактная терапия. У нас еще появился торакальный хирург. Мы будем оперировать легкие, теперь такие операции можем проводить у себя. У нас для этого есть всё, что нужно. И специалиста нашли. А раньше были вынуждены куда-то отправлять людей.
— Зачастую главный критерий – это количество пациентов и выздоровевших. Какова статистика в Карачаево-Черкесии?
— Рост онкологических заболеваний в мире имеется. Мы находимся где-то посередине общероссийской статистики. По поводу того, сколько мы лечим: свои планы выполняем полностью. Вот, у нас есть план по ОМС – очень много пациентов, среди них немало иногородних. Мне больше всего приятен тот факт, что к нам приезжают люди. Обычно любой регион борется с оттоком пациентов, а к нам они едут. Дагестан, Кабардино-Балкария, Ставропольский и Краснодарский края, Ингушетия. И когда видишь этот свой результат, понимаешь, что твоё учреждение популярно далеко за пределами республики.
— Каждому пациенту хочется, чтобы к нему проявляли как можно больше внимания. Некоторые даже возмущаются в соцсетях. Есть ли у них повод для недовольства?
— Мы знаем всех наших больных, они посещают нас годами. Мы к ним привыкаем, и это уже не просто пациент, больной. Это наши друзья, подопечные. У каждого больного, если ему ставят онкологический диагноз, — сперва наступает шок. В какой-то момент он не может справиться. Но со временем люди привыкают, лечатся, борются. Есть много пациентов, качество жизни которых не страдает. Доктор, который выбирает наше направление, эту профессию, должен знать, что ему надо отдавать частичку себя своим подопечным. Потому что по-другому ты их вылечить не сможешь. Ты же не робот. Люди должны понимать. Тем более в профессии онкологической. Это не так – выполнил работу, ушел. Все хронические больные стоят на учете. И ты их хорошо знаешь: кто на ком женился, у кого ребенок и так далее. Понимаете, это специфика нашего региона и диспансера. Кто-то из врачей не выдерживает напряжение, покидает учреждение. Но есть и те, кто работает по 20-25 лет.
— Кто те люди, которые здесь работают?
— Коллектив у нас слаженный. Человек или уходит быстро, или остаётся надолго. Во-первых, мы проводим тщательный отбор. Руководитель беседует, смотрит на опыт, данные человека, его ответственность, профессионализм. Кроме того, мы учим своих сотрудников. У нас идёт непрерывное обучение. Проводим мастер-классы. Доктор собирается на обучение или конференцию – мы всегда за. Очень важно, чтобы наши доктора умели работать. У нас нет принципа, что всё делает один. Пожалуйста, работайте. Мы всегда будем поддерживать. Я считаю, что онкологическая служба — одна из передовых в медицине. У нас бывает много семинаров, конференций. И если ты не будешь в теме, то отстанешь. Наука движется вперёд, появляются новые препараты меняются стандарты. Каждый раз надо изучать клинические рекомендации. Тем более, что то, что делаем мы, то же самое делают и в Москве, Питере и так далее. Стандарт один! У нас жёсткий контроль лечения. Я часто говорю больным: вам нет смысла куда-то уезжать. Вы на месте получите то же самое, что вам рекомендуют в ведущих клиниках. Многие не верят, уезжают. Но возвращаются обратно. И остаются здесь. Потому что дома лечение получить легче, быстрее, доступнее. Всё удобно. Я люблю свою профессию и считаю: если выбрал её по призванию, ни в какие другие места не пойдёшь. Отношусь с любовью к своему диспансеру. Это мой коллектив, мы всегда готовы помочь друг другу и, разумеется, нашим пациентам.