15 апреля – ИА SM.News. В одном из стихотворений Сергея Михалкова для детей есть такая строка «А у нас в квартире газ. А у вас?». В 30-х годах прошлого века, когда автор слов к Гимнам СССР и России начинал сочинять произведения для юных читателей, голубое топливо действительно считалось роскошью для населения. Со строительством многоэтажек доступнее для людей стал и газ. Частный же сектор большинства населённых пунктов страны продолжал топить печи дровами, либо приобретал с рук газовые баллоны сомнительного качества. Те нередко выходили из строя – иногда с печальными последствиями для обитателей домовладений. На дворе 21 век, но многие и по сей день живут в условиях, крайне далёких от комфортных. В частности, в Карачаево-Черкесии такие есть во всех районах республики.Понимая важность проблемы для многих регионов страны, а также сложное финансовое положение различных категорий граждан, президент России Владимир Путин в апреле прошлого года озвучил Послание Федеральному Собранию, а в июне подписал закон о бесплатной подводке газа до каждого земельного участка. Согласно документу, источником финансирования газификации теперь становится, в первую очередь, инвестиционная надбавка газораспределительной организации. Гражданам за подведение коммуникаций до границ своей территории платить не придётся ни копейки. Кроме того, для малоимущих предусмотрена возможность воспользоваться так называемым социальным контрактом, позволяющим компенсировать затраты на прокладку газовой трубы до самого частного домовладения. Но так ли всё просто и прозрачно, как кажется на первый взгляд?

Село Красный Восток стало одним из первых населённых пунктов Малокарачаевского района республики, куда для разъяснительной работы наведались представители газовой службы. Здесь из нескольких сотен домов к централизованной системе газоснабжения подключены лишь около трети. Возможно, представители «Газпрома» решили, что местные жители мало знают о предоставляемых государством возможностях, а потому сразу после встречи в сельском спорткомплексе побегут оформлять документы на технологическое присоединение. Вопросы от людей из Красного Востока следуют один за другим. И тут становится понятно, что подавляющее большинство пришедших на собрание, являясь, по сути малоимущими, не имеют ни малейшего шанса воспользоваться социальным контрактом. Трубу довести до земельного участка им помогут бесплатно. Но дальше-то что? Находящийся в ней газ для них не станет ни на миллиметр ближе и доступнее. Например, в одной из семей официально работает только мужчина. Женщина на момент подачи документов на получение соцконтракта трудоустроена не была, но и на учёте в местной службе занятости тоже не стояла. Согласно требованиям, доход трудоспособного гражданина нулевым быть не должен, иначе его не учтут при подсчёте среднедушевой суммы денежных поступлений. Ради шанса после шести лет бесплодных попыток подвести к дому газ даме пришлось восполнить пробел и дополнить пакет бумаг ещё одной справкой. Теперь она надеется, что вопрос наконец-то сдвинется с мёртвой точки. Другое дело, что её действительно похвальное рвение – скорее единичный случай. Или вот ещё один пример. Мужчина трудоспособного возраста проживает один, получает пенсию по инвалидности чуть больше 14 тысяч рублей. Имеет ли он возможность воспользоваться предлагаемой государством помощью и провести без дополнительных финансовых трат газ в свой дом? Газовики и районные власти на встрече ответили, что нет. А всё потому, что он с «баснословными» ежемесячными поступлениями не является малоимущим. И никого из писавших положение к соцконтракту не интересует, откуда у человека с маленьким, но чуть больше прожиточного минимума (на данный момент его размер 12551 рубль) доходом найдутся 60-75 тысяч (!) рублей на подведение голубого топлива до газового оборудования внутри помещения.

Похоже, что на какой-то стадии за доработку вроде бы направленного на улучшение жизни людей закона взялись вредители. Иначе и не назовёшь тех, кто исключил пенсионеров по возрасту из числа заявителей на получение бесплатного (нет, не самого газа) подведения трубы к дому. Супружеская пара, в которой оба официально работали по 35 и более лет, не имеет даже минимального шанса обратиться за получением социального контракта. Мол, вышел на пенсию, и ты как бы ещё гражданин, но уже не приносишь пользу бюджету страны, региона, а значит уже недочеловек. Странный подход. А ведь в сельской местности как раз таких людей, вернувшихся в родные места по завершении трудовой деятельности, немало. Их младшие родственники порой лишь прописаны в общем доме, но работают или грызут гранит науки в других населённых пунктах. Получается, что они фактически не проживают в доме, который необходимо догазифицировать. Их доход также не учитывается при среднедушевых вычислениях. На практике выходит: одной рукой давая населению (в первую очередь сельчанам, в городах такой проблемы практически нет) возможность наконец-то забыть о дровах и газовых баллонах, другой – государство бьёт по протянутой навстречу руке просителей.

В последние несколько недель на гостей из газовой сферы приходили посмотреть также в Зеленчукском районе, в Карачаевском, Хабезском с Адыге-Хабльским и ряде других. О попытках пойти населению навстречу на таких собраниях и речи не было. А зачем? Ведь государство и так сделало широкий жест доброй воли, позволив людям прикоснуться к «народному достоянию». Правда, не бесплатно. Уверен, что подобной разъяснительно-убеждающей работой заняты и в других регионах России. Видимо, на фоне нынешних проблем «Газпрома» с поставками газа на внешний рынок сам же народ и должен восполнить образовавшуюся финансовую недостачу. Но в Карачаево-Черкесии даже такие шаги оказались нереализуемыми. Предположительно, из-за проколов в деятельности руководства регионального филиала газового магната. По крайней мере на это намекает приезд в республику представителей совета директоров компании. Есть вопросы к нынешнему генеральному директору «Газпром газораспределение Черкесск» Сергею Москаленко и у местных властей, а также у правоохранительных органов.